Апортировка. Первые уроки с щенком.

Апортировка. Очень распространенное упражнение, которое есть практически во всех дисциплинах кинологического спорта от ОКД до охотничьих испытаний.  В каждой дисциплине свои нюансы, но все имеют общие черты. Что же это такое?  Не путать с подносом игрушки, это похожие, но разные вещи.

Рассмотрим упражнение «апортировка»  из обидиенс, класс 1. С чего начинается упражнение? С исходной позиции, собака слева у ноги, стюард выдает апортировочный предмет проводнику, последний по команде выбрасывает предмет, в это время собака остается в основной позиции. Предмет падает и через небольшую паузу стюард подает команду на высыл собаки. Собака высылается, поднимает предмет и с предметом в зубах возвращается, занимает исходную позицию, по команде стюарда проводник забирает апортировочный предмет у собаки. Каждое из действий (выдержка, движение за предметом, подбор, движение обратно, выдержка с предметом в зубах, отдача предмета) прорабатывается отдельно.

Начинаем это упражнение с самого важного — с удержания предмета в зубах. Начинаем тренировки с щенком в максимально идеальных условиях (где ничто ни отвлечет щенка от занятий). Задача на первых порах просто открыть рот на предмет, а может быть даже просто ткнуться носом в предмет, если сразу взять не получится.

Можно немного «оживить» предмет для привлечения внимания щенка.  Собака должна держать апорт сразу за клыками, если он ближе или дальше, то собаке будет не удобно, и она будет  жевать. Предмет подается на уровне морды собаки так, что бы у нее не было необходимости прыгать, чтобы взять предмет.

Еще одно дополнительное упражнение для апортировки, это удержание игрушки, правило просто — нужно держать игрушку, но именно держать, не тянуть, не жевать — ДЕРЖАТЬ. Подкрепление — продолжение игры. Это хорошее упражнение когда собака хорошо играет, но при этом не получается ей объяснить с кусочком ,что предмет нужно взять в пасть.

С каждым следующим повтором мы немного (буквально на секунду) увеличиваем время удержания предмета. Если щенок достаточно уверенно берет предмет в зубы, мы можем перейти к следующему этапу — меняем предметы (предметы могут быть разными по размеру, материалам, весу и т.д.) и точно так же как и с первым предметом увеличиваем время удержания предмета.

Вместе с этим мы можем начать делать удержание первого предмета в более сложных условиях, например на ограниченной территории на улице. Также усложнением (особенно для легко возбудимых собак) может быть работа с игрушкой, задача все та же, держать несколько секунд предмет, но подкрепление игрой в игрушку, для щенка это может оказаться достаточно сложной задачей.

Следующим этапом работы будет — действия с предметом в зубах. Первое что я пробую с щенком, это ткнуться мне в руку с предметом в зубах, это самое простое, что может сделать щенок, дальше мы можем делать какие либо трюки, обходы конусов, повороты, прыжки и т.д. Не стоит забывать про основное требование — держать нужно плотно и не жевать.


Ниже  представлена табличка, как мы усложняем навык, на каждую следующую ступень переходим когда щенок уверенно делает предыдущую (не менее 80% верного исполнения).